Денис Ананьев пишет

Ангелы, апостолы и черти: религиозные термины в IT

4 июн 2015 12:46
-8
В последнее время в строчках должностей на LinkedIn и в Facebook то и дело мелькают «ангелы» и «евангелисты». Многие часто меряются количеством «последователей» (followers). Возникает вопрос: откуда в IT-индустрии взялось это стремление к религиозной терминологии? Ведь это не религия, а бизнес? Или все-таки религия?

религия и бизнес

«Апостолы». Термин и модель, в которой он применяется, созданы профессором Harvard Business School Джеймсом Хескетом, и используются для иллюстрации лояльности клиентов. Как мы видим из схемы выше, «апостолы» находятся на самом верху оси лояльности – это в высшей степени удовлетворенные сервисом или продуктом клиенты. От лоялистов их, например, отличает то, что они активно «разносят благую весть» о продукте. Любопытно, что проведенное Xerox исследование установило: вероятность повторной покупки «экстремально удовлетворенных» пользователей в 6 раз выше, чем у просто «удовлетворенных».

Христианство понимает под апостолами последователей Христа, относя термин в узком смысле к 12 прямым его ученикам, которые «были с Ним, возвещали Евангелие и изгоняли бесов». Таким образом, реальный смысл слова «апостол» совпадает с термином в бизнес-смысле.

«Ангелы». Еще их называют «бизнес-ангелы» или «ангелы-инвесторы» - они инвестируют средства напрямую в стартап, компанию или продукт, управляя собственным капиталом. Обычно портфель «ангела» состоит из большого количества небольших инвестиций. Исключение составляют «суперангелы», которые оперируют капиталами по уровню венчурных фондов. «Ангельские инвестиции»… «В вас инвестировал ангел»… Тут хочешь-не хочешь – вознесешься!

В религии, однако, ангел – бесплотное существо, сообщающее волю Бога. «…Они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Поэтому бизнес-термин, по сути, сводится, скорее, к обобщенному понятию «ангела-хранителя», который направляет и поддерживает и с реальным значением имеет мало общего.

«Евангелисты». Это лица, занимающиеся построением критической массы пользователей для поддержки технологии или продукта при помощи блогов и демонстраций, затем утверждающие его на рынке как технологический стандарт с возможностью возникновения сетевого эффекта. Евангелизм здесь схож с религиозным методом распространения информации (миссионерство) с намерением изменить сознание (обратить в свою веру) получателя. То есть, фактически – это прозелитизм.

Итак. В описанных случаях религиозные технологии и цели по большей части совпадают с бизнес-технологиями и целями. Как вы думаете, что это означает? Религия как бизнес? Бизнес как религия? И кто пойдет дальше? Не превратится ли заимствование терминов в заимствование методов? А может быть, это уже случилось? Ведь, к примеру, продукция ‪#‎Apple‬ – это уже в некотором смысле религия, которой «поклоняются»? А если есть ангелы, то должны быть и их антиподы? Дьяволы? Демоны? Или, может быть, черти? Например, «Черт компании Apple»?.. А что, это звучит!

© Denis Ananyev
Блог персоны

Copyright © 2021 ООО "ДТФ.РУ". Все права защищены.

Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.

Замечания и предложения отправляйте через форму обратной связи.

Пользовательское соглашение