Sound

Библиография по игровому звуку dtf эдишн

11 мар 2013 17:12
+11
(Текст записи скрыт. Показать...)
Господа дружелюбные! Посоветуйте, пожалуйста, литературу по звукорежиссуре игр.

Хочу вкусных и полезных книжек с системным изложением, фактами, статистикой (если таковая вообще существует). Электронные версии предпочтительнее, но ссылки на бумажные (или авторов/названия, если лень гуглить) тоже кидайте.

Круг интересов широк и необъятен. Важное условие - советуйте, пожалста, то, что сами читали.
Отправлено 11.03.2013 в 20:09
Отвечает на сообщение 389006
+4
По моему их не существует, по крайней мере в том виде, от которого была бы какая-то польза.
По системному изложению можно посмотреть Wwise Project Adventure, вместе с установленным Wwise конечно, для ознакомительного уровня самое то. Что-то сложнее, имхо, уже просто из персонального опыта (играть, интегрировать).
Еще есть такая штука, кладезь знаний:
http://designingsound.org/archives/featured-sound-designers/
там в основном статьи по кинопродакшену, но большинство игр тесно связаны с киношным звуком.
Отправлено 12.03.2013 в 01:06
Отвечает на сообщение 389007
0
Спасибо, насчет Designingsound и ему подобных сайтов я в курсе, отчасти поэтому вопрос был именно по поводу литературы :)
Отправлено 11.03.2013 в 20:31
Отвечает на сообщение 389006
+1
Ирина, по нашему рынку игр, никакой системной литературы про звук нет. Да она и не поможет, учитывая что некоторые программисты в Российских компаниях "разбираются" лучше профильного аутсорса.

Здесь важен личный набранный опыт, опыт работы с определенным жанром и людьми. В общем-то для разговоров на эту тему и есть форум Sound, но здесь принято только ругаться или однотипно пиариться.
Отправлено 12.03.2013 в 01:08
Отвечает на сообщение 389008
0
Михаил, спасибо, все верно. Насчет системной литературы печалька - у меня таки оставалась надежда на то, что она существует.
Отправлено 11.03.2013 в 23:02
Отвечает на сообщение 389006
+1
Привет, Ира

Книг много разных и все они по-своему полезны. Есть книги о звуковых движках, физике звука, синтезе, звукозаписи, акустике, режиссуре и т.д. Ещё степень интересности книги часто зависит от уровня собственных знаний. Если бы ты конкретней сформировала вопрос и интересное тебе направление, то возможно смог бы тебе что-нибудь посоветовать.

Хочу обратить внимание на то, что вместе с пониманием звука как физического процесса надо изучать и его воздействие на человека. Понять первопричину так же важно как изучать функционал и инструментарий. Это позволит тебе более сознательно озвучивать игры. Поэтому советую взглянуть на психоакустику, биоакустику, этологию, психологические теории эмоций и нейропсихологию, исследования работы памяти человека и условных рефлексов.
Отправлено 12.03.2013 в 00:20
Отвечает на сообщение 389010
+1
Сергей Фомин пишет:
> Хочу обратить внимание на то, что вместе с пониманием
> звука как физического процесса надо изучать и его
> воздействие на человека. Понять первопричину так же
> важно как изучать функционал и инструментарий. Это
> позволит тебе более сознательно озвучивать игры.
> Поэтому советую взглянуть на психоакустику,
> биоакустику, этологию, психологические теории эмоций и
> нейропсихологию, исследования работы памяти человека и
> условных рефлексов.


Омг, мне кажется это уже перебор :)
Мы же все таки об искусстве говорим, а не о научной диссертации.
Имхо, школьного курса физики и алгебры уже будет с лихвой хватать, чтобы понимать/реализовывать/самому-сочинять схемы подобные hdra в BF3.
И опять же, игр с требованием такой сложной интеграции не так уж много.
Алдошина и психоакустика это конечно же хорошо, но кистью по холсту не формулы водят.
Отправлено 12.03.2013 в 01:22
Отвечает на сообщение 389010
+3
Сергей, демонстрация таких обширных знаний несомненно внушает трепет и благоговение, но насчет

> Если бы ты конкретней сформировала вопрос и интересное тебе направление


отвечу цитатами из корневого поста:
> Посоветуйте, пожалуйста, литературу по звукорежиссуре игр.

[автор решил не выделять жирным "звукорежиссуру игр", ибо счел подчеркивание ключевых слов оскорбительным для господ профессионалов]

> Круг интересов широк и необъятен.

[т.е. какие угодно книжки, касающиеся звукорежиссуры игр, будут автору в радость]

и, наконец, совсем конкретно:
> советуйте, пожалста, то, что сами читали.


[резюмируя:
1 - автор хочет книжки - не статейки, не видеоуроки, не подкасты, а книжки с текстом;
2 - по звукорежиссуре компьютерных, мобильных, да хоть приставочных игр;
3 - какие угодно, совершенно любые;
4 - хотелось бы, чтобы советующий ориентировался в советуемом]

Автору поста казалось, будто требования к ответам предельно прозрачны :)
Отправлено 12.03.2013 в 02:32
Отвечает на сообщение 389017
0
Ирина Никитина пишет:

> 2 - по звукорежиссуре компьютерных, мобильных, да хоть
> приставочных игр;
> 3 - какие угодно, совершенно любые;
> 4 - хотелось бы, чтобы советующий ориентировался в
> советуемом]
>
> Автору поста казалось, будто требования к ответам
> предельно прозрачны :)


http://www.amazon.com/The-Sound-Effects-Bible-Hollywood/dp/1932907483/ref=sr_1_9?ie=UTF8&qid=1363041035&sr=8-9&keywords=bible+of+sound

И там можно посмотреть "Customers Who Bought This Item Also Bought".
Ирина Никитина  12.03.2013 02:34
Отправлено 12.03.2013 в 07:53
Отвечает на сообщение 389017
+1
Ирина Никитина пишет:
> 1 - автор хочет книжки - не статейки, не видеоуроки, не
> подкасты, а книжки с текстом;


Не понятна такая упорная тяга именно к книгам. Вы тогда добавьте требование "обязательно должно было одобрено минобрнауки" :)

Вам же пишут, что книг именно по звукорежиссуре мало,
к примеру:
> http://www.amazon.com/The-Sound-Effects-Bible-Hollywood
> /dp/1932907483/ref=sr_1_9?ie=UTF8&qid=1363041035&sr=8-9
> &keywords=bible+of+sound
>
> И там можно посмотреть "Customers Who Bought This Item
> Also Bought".


Имхо, список представленных там книг весьма странен.
Sound Effect Bible написал человек, который ничем кроме пиара фирмы Rode не занимается и имеет за душой кредитсы с парой, тройкой би-муви.
David Sonnenschein - вообще полный бред, человек ни имеющий практически ни одного выпущенного фильма, толкает всем ахинею, в виде какого-то абстрактного саунд-дизайна.
Practical Art of Motion Picture Sound - еще более менее, но я забросил на первой трети из-за крайне странного мировоззрения автора и крайне завышенного эго при весьма посредственных кредитсах.
Если что-то лежит на амазоне в переплете, это ведь не означает, что нужно бежать и покупать. Так можно ненароком и багаж плохих идей накопить.
Я приводил ссылку на раздел с саунд-дизайнерами, там собраны статьи с корифеями и основателями современного аудио дизайна, другой информации от них вы не найдете. Поэтому не лучше ли учиться у них напрямую, чем через каких-то посредников?
Ирина Никитина  13.03.2013 18:39
Дмитрий Кузьменко  13.03.2013 19:08
Отправлено 12.03.2013 в 00:17
Отвечает на сообщение 389006
-2
надо начинать с основ акустики. Гуглите на тему основы электроакустики, основы психоакустики, пространственное звучание, пространственный слух, очень важно изучить акустику помещений, какие бывают студии, параметры систем озвучивания. Потом к звукорежиссуре подступаться. Сначала издалека, через аналоговые студии.
Нисбетт А. Звуковая студия. Техника и методы использования.
Никамин В. А. Парадоксы цифрового звучания. Цифровая звукозапись. Системы пространственного звучания. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи.
Потом нужно как-то эту звукорежиссуру практиковать. Изучать приемы (микширование, эквализация, обработка). Понимать разновидности. Почуть все пробовать, ибо у звукорежиссуры игр ноги из разных мест растут.
Отправлено 12.03.2013 в 01:27
Отвечает на сообщение 389011
0
Илья, тут у автора поста опускаются руки и кроме копипасты из-под них ничего не выходит :)
http://dtf.ru/forum/msg.php?id=389017
Отправлено 12.03.2013 в 13:26
Отвечает на сообщение 389018
0
Ирина Никитина пишет:
> Илья, тут у автора поста опускаются руки


Но тем не менее надо изучать основы. Простой пример: многие программисты изучают труды Дональда Кнута и Николаса Вирта независимо от сферы своей деятельности. А вы хотите некую "звукорежиссуру для игр". Ну прочтете пару вульгарных книжек, типа "звукорежиссура на компьютере для чайников" с примерами из каких-то программ и плагинов и что? Все равно набьете шишек и пойдете основы акустики, звукозаписи и сведения изучать.
Ирина Никитина  13.03.2013 18:42
Илья Исайкин  13.03.2013 20:36
Отправлено 12.03.2013 в 01:52
Отвечает на сообщение 389006
0
Интересно, если бы я спросил про книги по программированию игр, меня бы послали учить азы архитектуры IBM PC AT, ассемблер, Страуструпа и еще что-нибудь из серии "начните сначала просто с программирования"? :)
Отправлено 12.03.2013 в 21:42
Отвечает на сообщение 389019
0
Ну, знание конкретных архитектур аппаратуры вам мало поможет, а книжки, где разговор об архитектуре софта (Страуструп почти подходит) - вполне. Игры - тоже софт, программные продукты, и там те же практики, просто их круг поуже.

А ещё проблема в том, что неочевиден уровень читателя, значит считают, [default:] что уровень минимален. Я бы сам переспросил об уровне, но в звуковом дизайне близок к нулю, мне это мало что скажет =\
Отправлено 12.03.2013 в 09:08
Отвечает на сообщение 389006
+2
Я нежно люблю http://socialsounddesign.com/
Там есть потрясающие, открытые и желающие помочь люди, включая тех, у кого за плечами проекты мирового уровня.
Это не книга, но в закладки и пользоваться - обязательно.

upd: прочёл о целях вопроса внимательней. Но всё равно соглашусь с Марселем, что "прямой путь" надёжней - как минимум, сочетать с книгами.
Отправлено 13.03.2013 в 18:46
Отвечает на сообщение 389024
0
> Я нежно люблю http://socialsounddesign.com/
> Там есть потрясающие, открытые и желающие помочь люди,
> включая тех, у кого за плечами проекты мирового уровня.
> Это не книга, но в закладки и пользоваться -
> обязательно.

спасибо) зафолловила

> upd: прочёл о целях вопроса внимательней. Но всё равно
> соглашусь с Марселем, что "прямой путь" надёжней - как
> минимум, сочетать с книгами.

Об этом я даже не спорю, и в корневом посте об этом не писала, потому что это само собой разумеется вроде как :)
Отправлено 12.03.2013 в 09:30
Отвечает на сообщение 389006
+2
Поскольку была просьба посоветовать то, что читал сам, советую единственную прочитанную когда-то давно по тематике книгу:

http://www.amazon.com/The-Complete-Guide-Game-Audio/dp/0240810740/

Самые-самые азы (просто не знаю ваш текущий уровень ознакомления с сабжем). После прочтения, конечно, нужно продолжать впитывать в себя разнообразные статьи, самостоятельно осваивать звуковые движки - благо наиболее популярные из них доступны бесплатно всем и каждому, а некоторые содержат и sandbox для экспериментов. Потому что технологии неустанно обновляются и меняются. Ну и конечно ничто не заменит практику на собственном опыте, как уже указали в коментариях выше. Но повторюсь - азы и базовое понимание.

Также думаю будет хорошо установить UDK и купить книгу с downloadable-примерами:
http://www.thegameaudiotutorial.com/
- пройдете весь путь создания аудио для игры на примере UDK, тоже полезно для понимания принципов работы по имплементации, оптимизации и пр. Если планируется работа с проектами на этом движке - тем более.

Мне кажется, по критерию всеобъемлемости и отношения непосредственно к тематике game audio это две самые лучшие книги.
Отправлено 13.03.2013 в 18:47
Отвечает на сообщение 389025
0
Спасибо) gameaudiotutorial щупала, веселая штука.
Отправлено 12.03.2013 в 16:51
Отвечает на сообщение 389006
0
http://www.amazon.com/Complete-Guide-Game-Audio-Developers/dp/0240810740/ref=sr_1_1?s=books&ie=UTF8&qid=1363092094&sr=1-1&keywords=game+audio

могу дать почитать, некоторые вещи из этой книжки меня просвятили и простимулировали, но они больше в общем, по индустрие
Отправлено 13.03.2013 в 18:48
Отвечает на сообщение 389028
0
в ЛС отписала уже)
Отправлено 22.04.2013 в 23:10
Отвечает на сообщение 389006
+1
Лично я внятной литературы не видел по этому вопросу. Читал несколько книг, все на английском. Но особой ничего кардинально нового для себя не выявил.
Думаю, перво-наперво - это опыт. Звукорежиссура игр мало чем отличается от любой другой звукорежиссуры. Тут разве что можно углубиться в звуковой программинг, чтобы лучше понять интеграцию звука в движки.
Списки доступа
  • Подписчики [468]
  • Белый список [4]
Права доступа
Вы можете читать группу, но не можете отвечать на сообщения и создавать новые темы.
Доступ для остальных:
анонимы : могут читать
новые : могут читать
постоянные : полный доступ

Copyright © 2021 ООО "ДТФ.РУ". Все права защищены.

Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.

Замечания и предложения отправляйте через форму обратной связи.

Пользовательское соглашение