Comments.blogs

DTF Journal: мейкинг оф

8 авг 2006 12:54
0
(Текст записи скрыт. Показать...)

Давайте я вам расскажу, как мы делали DTF Journal. Это забавно. Заняться мне все равно нечем, огромный автобус везет меня в сторону России, и в пути придется провести еще не менее десяти часов. Так что время есть.

Как же мы дожили до жизни такой, что решили выпустить собственный журнал? Ответ простой - во-первых, лень, а во-вторых - обязательства. На первый взгляд это взаимоисключающие вещи, но в нашем случае это было почти одно и то же. Странно другое - что такие предпосылки привели к созданию проекта DTF Journal, который к нашему собственному удивлению оказался довольно успешным и получил множество положительных отзывов от коммьюнити.

Идея

Идея, собственно, витала в воздухе довольно давно. Читатели предлагали нам (в шутку, конечно) запустить свой журнал еще в те доисторические времена, когда DTF был только для геймеров. Доводы приводились следующие - на сайте производилось большое количество контента, которого хватало бы аккурат на один нетолстый журнальчик в месяц. Помню, в то время наши сотрудники говорили о том, что несколько человек при достаточной усидчивости и мотивированности могут сделать целый журнал за пару-тройку недель. С тех пор прошло несколько лет, и их слова подтвердились. Правда, работали мы уже на другую аудиторию и контента производили несколько меньше.

Итак, в конце 2005 года, где-то в ноябре, на DTF как обычно встал вопрос о подведении итогов года. Вопрос этот, надо сказать, всегда был неприятным для редакции (ну или по крайней мере, он был довольно-таки неприятен для меня лично). Подведение итогов почти всегда означает нудную работу по написанию спец-материалов, которые нужно а) Сделать быстро и б) Сделать много. За год ведь происходит масса вещей, о которых нельзя не упомянуть, и если компилировать из событий единый материал, получится такая чересполосица, что мама не горюй. Вдобавок итоговая статья может выйти такой длины, что ее просто никто не дочитает до конца.

И вот в тот момент, когда мы прикидывали темы для отчетных материалов, в наше коллективное бессознательное постучалась такая мысль - не писать итоговых статей, а собрать все лучшее, что было опубликовано на DTF за год, и оформить в виде журнала. Выложить его в виде PDF на сайте, а для себя и наших друзей из коммьюнити напечатать его на хорошей бумаге и разослать в качестве сюрприза и подарка под новый год.

Конечно, эта идея не материализовалась из тонкого эфира. На самом деле нечто подобное мы хотели устроить на КРИ 2005, причем у нас был даже готов предварительный план публикаций. Увы, тогда мы даже не приступили к реализации - хватало перед Конференцией и других дел, но примерный объем работ был нам известен.

Кстати, ветераны индустрии и те, кто побывал на самой первой КРИ, что проводилась в корпусах МГУ, наверняка помнят два бумажных "воплощения DTF" - "DTF Газету" и "КРИ Daily", которые бесплатно раздавались всем желающим. В тех проектах я принимал опосредованное участие, но с тех пор мы ничего подобного не делали, возможно потому, что такие проекты отнимают массу сил и времени.

Однако мы отвлеклись. Со своими соображениями по поводу того, что потом будет называться DTF Journal, я обратился к Максу "McSim" Донских, в то время выпускающему редактору DTF. Понятно было, что без него ничего подобного было невозможно реализовать, так что фактически судьбу DTF Journal решил именно он :). Не знаю, что на него повлияло, но идея ему понравилась (возможно, он так же, как и я, не хотел делать "обычных"
итоговых статей), и он пообещал поучаствовать. Наивный, он просто не предполагал, во что этот проект выльется.

Следующим шагом было получение аппрувала от нашего директора, Александра "Грина" Федорова. Мы выбрали день, когда у него было хорошее настроение, и вдвоем (впоследствии все решения на проекте DTFJ мы принимали коллегиально с Максом, причем каждый имел право вето) спросили, нет ли у него возражений против новогоднего PDF-сюрприза для индустрии. Возражений у Грина не было, но только при условии, что проект будет бесплатен (то есть на его реализацию денег никто не выделит), и что он никак не скажется на работе сайта DTF. Как оказалось в дальнейшем, мы неправильно оценили объем работ, и нам пришлось приложить массу усилий, чтобы сдать DTFJ в срок. Впрочем, пока мы были полны оптимизма - для нас это было новое, необычное дело, благодаря которому мы могли в очередной раз заявить о себе и сделать приятное для коммьюнити.

Следующим человеком, которого мы совратили проектом DTFJ, был наш художник и дизайнер Женя Лазуткин. Бесконечно талантливый и очень занятой человек, он выслушал наши доводы и согласился заняться дизайном и версткой. Возможно, он думал, что все ограничится ежевечерним часом-полутора работы в течение примерно двух недель. Конечно, он ошибался.

Кстати, ради истории - как раз во время получения аппрувала от Грина мы сделали свой первый подкаст, также посвященный результатам года. Получилось довольно лихо, коммьюнити отреагировало положительно, и мы еще больше уверились в том, что способны на реализацию новых проектов.

Gettin' Down

Для начала мы заказали у Жени стиль журнала и попросили сделать пробную верстку какой-нибудь статьи. В качестве тестового материала был выбран пост-мортем игры "Казаки", который пользовался большой популярностью у нашей аудитории. Вводные для дизайна были довольно простыми - нам хотелось легкой, воздушной верстки, побольше свободного пространства и чтобы было похоже на EDGE (ничего не поделаешь, все мы люди, а потому питаем к этому изданию определенную слабость). Женя неопределенно хмыкнул и сказал, что "так даже проще".

Редакторский же состав в виде меня и McSim'a взялся за отбор материалов для будущего журнала, и объединенными силами решил родить для него подходящее название. Тут мы воспользовались наработками для неосуществленного журнала для КРИ и остановились на простом, но емком "dtf.Журнал". Если кому-то это название кажется не очень оригинальным, скажу, что именно тогда мы и придумали единое наименование всем подпроектам DTF. Это был как бы зонтичный бренд - названия проектов стали записывать через точку после прописных dtf. Получилось довольно удачно, и с тех пор многие из наших "побочных" работ пользуются этой номенклатурой. Теперь у нас есть dtf.подкаст, dtf.майки, dtf.блоги с их dtf.друзьями и конечно же, dtf.журнал.

Отбор материалов для DTFJ было решено осуществить следующим способом: взять самые читаемые новости и статьи за год (у нас на сайте подсчитывается количество прочтений для каждого материала), и на их основе собрать журнал. Дополнительно мы решили написать вступление и заключение, пару остроактуальных статей, взять пару интервью и в завершение - заказать у кого-нибудь из разработчиков колонку. Были примерно десятые числа декабря, и мы надеялись закончить работу через две недели, как раз к католическому рождеству.

High Expectations

Увы, от последней задумки пришлось почти сразу отказаться - зная, как наши девелоперы пишут материалы (на самом деле пишут они их замечательно, только вот сдают не всегда в срок), мы решили не принимать в расчет помощь со стороны и все делать сами.

В течение недели мы начали осторожно подбирать главные новости года и пытаться причесать их под журнальный формат. Бумага, как известно (а PDF - это почти то же самое, что и бумага) требует другого, нежели Интернет, языка, и потому тексты для сайта, просто перенесенные на бумажный носитель, "не читаются", их надо подчищать, облагораживать, и самое главное - сокращать.

Да, сокращать, и сокращать сильно. Интернет вообще очень развращает в плане размеров текстов. Напишешь десять килобайт - нормально. Двадцать - тоже неплохо. Сорок - что ж, пусть будет сорок, сайт от этого не переполнится.

На бумаге же все по-другому. Объем страниц жестко задан, плюс материалы нужно обильно перемежать иллюстрациями, выносами и прочими полиграфическими красотами. Средняя статья на DTF начинается от 15-20 килобайт, а это ОЧЕНЬ МНОГО для какого-нибудь глянцевого издания.

Мысль о том, что нам придется резать материалы по живому, подтвердил и Женя Лазуткин, который к тому времени придумал стиль DTFJ и сверстал пробную статью. Это был один из отобранных материалов, опубликованных в отчетном году - весьма читаемый пост-мортем проекта "Казаки". Это было как откровение - когда мы увидели "свой" материал в бумажном дизайне, разработанным Женей за какие-то несколько дней, то поняли, что проект имеет шансы на успех - дизайн получился именно такой, как мы хотели - в меру легкий и в меру строгий, воздушный и серьезный одновременно. "Вот только статья слишком длинная", - предупредил нас Женя, надо бы подсократить.

Да, было совершенно ясно, что почти все материалы, взятые с сайта, нам пришлось бы сокращать. А это та еще работа, плюс непонятно, как к этому отнесутся авторы.

И тут мы поняли, что статьи придется писать самим. До предполагаемой сдачи проекта оставалась пара недель.

Ouch

Вообще-то работы на DTF всегда полно, и к идее написать все материалы собственными силами коллектив (сиречь McSim) отнесся бы совершенно однозначно - конец года на носу, а тут еще непонятный проект c непонятными временными затратами. Тем не менее, нам опять удалось достичь консенсуса - после того, как мы составили список самых значимых событий и трендов года, стало ясно, что кое-что мы сможем написать на основе собственных трудов (например, нельзя было обойти вниманием презентацию PS3, о которой мы писали собственный материал). Уж ими-то можно распоряжаться как угодно - резать, переписывать, и так далее. По другим событиям у нас была набрана масса фактики (авторские колонки плюс новостные заметки), так что на первый взгляд ничего особо не менялось - мы просто отказывались от статей, написанных нашими авторами.

План номера мы составили быстро, и так же быстро распределили, кому что писать. Тут-то мы увидели, что труда придется потратить не просто много, а очень много. Появились мысли о переносе "релиза" на первые рабочие дни после новогодних каникул…

Тем не менее, мы принялись за работу. Писать материалы приходилось по вечерам, во внеурочное время. Наступил самый настоящий кранч - мы ставили рекорды офисного центра по поздним уходам - 9 часов вечера, 10 часов вечера, 11 часов вечера… К счастью, в Питере довольно рано закрывается метро, что не позволило нам оставаться в офисе дольше. При этом работы по сайту DTF никто не отменял - мы вкалывали в обычном режиме, и вряд ли кто-то заметил небольшую "просадку" по материалам на сайте в конце года…

Не покривлю душой, если скажу, что мы испытывали азарт - успеем или не успеем? Получится или не получится?

По мере того, приближалось время выпуска, и нам пришлось пойти на "фичекат". Пришлось отказаться от идеи сделать печатную версию журнала - мы бы просто не успели этого сделать. Немного сократился и объем - если в начале мы рассчитывали на 40 полос, то теперь могли надеяться максимум на 30.

Devil in details

И все-таки делать DTFJ было очень интересно. Задерживаясь до позднего вечера, мы спорили по поводу материалов, иллюстраций, подписей, выносов, переносов, буквиц, стиля и заголовков. Все это было для нас внове, все требовало быстрых решений и все вызывало возбуждение - мы делали большое дело, и не сомневались, что коммьюнити высоко оценит наши усилия.

В это время возникло кодовое название проекта DTFJ - "Alt-0151". На самом деле это код для "длинного тире", которое используется в типографике. Мы хотели быть похожими на "настоящий глянец" и реальные журналы. Но дальше длинных тире дело не пошло - типографикой в конце концов тоже решили пренебречь.Так что, например, у нас нет русских "лапок", везде используются обычные прямые кавычки.

Примерно к середине проекта начала сказываться усталость - казалось, DTFJ стал пожирать нас, и нам никогда не удастся сделать запланированное. Чем больше мы делали, тем больше деталей требовалось прояснить. Не хватало иллюстраций, материалы не хотели "влезать в формат", терялся общий фокус, наконец, было сложно определить, сколько времени потребует оставшаяся работа. Работать по вечерам было просто трудно. Проект забирал все больше и больше времени, и было непонятно, успеем ли мы закончить его в срок.

Думаю, в это время нам очень помог наш Женя Лазуткин, который верстал материалы с какой-то нечеловеческой скоростью. Мы постоянно видели результаты своей работы, облеченные в замечательный дизайн, и это помогало нам не снижать скорости и сохранять уверенность в своем проекте.

На финишной прямой

До релиза оставались считанные дни. Мы очень осторожно "пиарили" проект Alt-0151 на форумах и через ЖЖ, однако к этому моменту у нас все еще не было финальной версии журнала и уверенности, что мы все успеем сделать в срок. Оставались недописанные материалы, не были готовы все иллюстрации. McSim еще должен был написать финальный "креатифф", Женя - нарисовать обложку, кроме того, нам предстояло наваять "слово редакторов", которое по традиции пишется только в самом конце. Работы было еще навалом, оставались всякие технические моменты - например, конвертация журнала в PDF и прочие мелочи. Мне начало казаться, что DTFJ совершенно никуда не годится. Но останавливаться было поздно.

Первым дело разобрались с обложкой. Первоначально мы хотели поместить туда всем известного Гнома, напялив ему на голову дедморозовский колпак. Женя завернул идею под предлогом того, что на это пришлось бы потратить слишком много времени. Мы же уверены, что он просто посчитал ниже своего достоинства ставить на обложку этого популярного, но очень уж низкополигонального персонажа :-) (я уже говорил, что Женя - отличный художник с профильным образованием?). А потому он предложил свой вариант - спокойное решение с одним тэглайном - "Все, что вы хотели знать о 2005-м". Мы потом спорили, что смотрелось бы лучше - "о 2005-ом" или "2005-м". К консенсусу так и не пришли.

Фраза "эклектичное ревью года", также вынесенная на обложку - это плод воспаленного сознания редакторов. Тогда нам казалось, что DTFJ получается чересчур постмодернистким, иллюстрирующим события года без особой системы, что ли. Теперь я понимаю, что произведение получилось довольно цельным, и эклектики там на самом деле немного.

Ну, а слово "альманах" сверху говорит о том, что у проекта DTFJ вполне может быть продолжение - кто знает, может быть оно действительно появится.

В общем, по обложке споров не было - приняли единогласно прямо перед монитором.

На "слово редакторов" у меня лично ушло довольно много времени - к тому моменту, когда его нужно было писать, у меня от двухнедельного кранча началось легкое, простите, одупление - на 800-знаковый текст ушло примерно часа два, и я до сих пор им крайне недоволен. Кстати, страницу с редакторским словом собирали уже в самый последний момент, плюс ее пришлось подгонять по размерам текстов от меня и от Максима, и поэтому она получилась немного перекошенной (посмотрите, абзацы справа и слева на ней расположены совсем несимметрично).

Зато фотосессия для "первой страницы" удалась на славу - измученные кранчем редакторы изо всех сил изображали умные лица, причем в моем случае для иллюстрации была выбрана самая последняя фотография, когда я уже не позировал, а дурачился. Что ж, отличная демонстрация моих presentation skills
:-)

Зато после фотографирования мы окончательно уверились в мысли, что DTFJ - это уже реально существующий проект, который скоро увидят тысячи людей из нашего коммьюнити. Отступать было решительно некуда.

Фотофиниш

До запуска DTFJ оставалась пара дней. Из ушей редакторов уже натурально шел пар, когда все тексты, что были сданы на верстку, нужно было вычитать на предмет багов. Это ответственное задание мы успешно сбагрили нашему новому (на тот момент) сотруднику Пете "Zhivoglot" Шестакову, который отважно принялся за дело и вычистил почти все тексты.

К сожалению, кое-какие ошибки, опечатки и прочие скорбные спутники живого слова в DTFJ остались, так как тексты правились до самого релиза. Мы оставили себе на бета-тестирование целый день, но увы, судьба распорядилась так, что провести полноценную вычитку мы так и не сумели.

Примерно в это время на DTF появилась колонка нашего внештатного обозревателя ГаММеРа, который подвел итоги уходящего года. Поэтому, дабы привлечь внимание читателей, мы решили выступить в комментах к ней и заявить, что в самом ближайшем времени на DTF "появится материал нового типа, в котором также будут подводиться итоги года". Это вызвало небольшое оживление среди пользователей, которые начали гадать, что же у нас готовится. Ближе всех к истине оказалась версия наверняка знакомого вам всем Станислава Скорба из Targem Games.

Тут надо сказать, что за несколько дней до запуска случился неприятный случай - из-за какого-то неприятного глюка в Кварке у Жени "поехала верстка", и как это обычно бывает, бэкапа журнала не сохранилось. Мы было решили, что проект можно хоронить, но Женя героически восстановил в прежнем виде в течение нескольких часов.

28 декабря - день запуска - мы встречали, как обычно - в недосыпе от кранча и в полной уверенности, что примерно к часу дня мы выложим версию DTFJ на сайте, после чего спокойно отправимся отдыхать. Но не тут-то было.

Оказалось, что у нас осталась масса дел, которые нужно завершить - куча мелочей, требующих немедленного внимания, финальный "аппрувал", конвертация в PDF, и так далее, и тому подобное.

C этой конвертацией мы нахватались седых волос - дело было новое, и у нас никак не получалось добиться нужного качества иллюстраций. После неcкольких попыток нам удалось буквально вслепую нащупать нужные параметры, и тут у нас в офисном центре… отрубился свет. Было три или четыре часа пополудни, и мы снова подумали, что DTFJ уже не суждено появиться на свет - дело в том, что обычно (хоть и с частотой примерно в полгода) энергию у нас отключали на несколько часов подряд. К этому моменту мы уже объявили, что работаем над неким "секретным проектом", и читатели сайта вовсю делали ставки на то, что мы для них готовим. До запуска оставалось всего ничего, и весь проект, буквально выстраданный за эти недели, оказался под угрозой срыва из-за проблем с электричеством.

К счастью, свет включили через каких-то двадцать минут, и мы с остервенением бросились доделывать журнал. В результате он был закончен только к шести часам вечера, когда публика была основательно "перегрета". Сначала появилась "толстая" версия весом в 4.6 Мбайт, но потом Женя сумел оптимизировать Журнал до 3.2 Мбайт (ведь у диалапщиков каждый метр на счету), в нем мы исправили несколько наиболее заметных ошибок.

Finalization

Не знаю, как другие участники проекта DTFJ, а я после релиза был практически счастлив. Это было замечательное время, когда наша редакция работала в едином порыве, словно бригада стахановцев, обкушавшаяся стероидов. Выпуск журнала оказался куда более сложным делом, чем мы рассчитывали, но тем не менее, мы остались очень довольны результатом.

Журнал скачало много тысяч наших читателей, интерес к нему не спадал несколько месяцев, а мы получили уникальный опыт и знания в области инди-паблишинга :-)

Бальзамом на наши измученные кранчем души легли отзывы "целевой аудитории" - представителей игрового коммьюнити, которые просто поблагодарили нас за проделанную работу. Неплохо отзывались о DTFJ и за пределами игродельческой сферы - мы отслеживали отзывы по блогам, и, в общем, почти ни разу не услышали в свой адрес ничего плохого.

Наверное, большей награды мы и не желали…

Отправлено 08.08.2006 в 16:46
Отвечает на сообщение 141990
0
(слушай, а и правда долго ехал ;)

Молодца!
« Пред по времени | дереву Следующее непрочтенное След по времени | дереву »
.. Тимофей Путинцев 08.08.2006 13:11
... Вайнер Владимир 08.08.2006 13:12
... Алексей "Aktion" Меньшиков 08.08.2006 16:31
.... Тимофей Путинцев 08.08.2006 17:11
... Артем Деев 08.08.2006 16:46
... Feodor Mukin 08.08.2006 18:20
... Inkyfreeman 08.08.2006 19:20
.... Inkyfreeman 08.08.2006 19:24
Comments.blogs
Списки доступа
  • Подписчики [789]
Права доступа
У обсуждений в этой группе различные ограничения доступа.
Пользователи имеют персональные права доступа к обсуждениям.

Copyright © 2021 ООО "ДТФ.РУ". Все права защищены.

Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.

Замечания и предложения отправляйте через форму обратной связи.

Пользовательское соглашение